Агапов Анатолий Афанасьевич
(1876-1949)
Русский, советский живописец, график, художник театра. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897-1906 на архитектурном отделении.
Еще в училище увлекся театром, принимал участие в оформлении гуляний народного театра «Скоморох», пытался организовать театр декораций. Экспонент выставок: 1904 "Алая роза", 1907 "Голубая роза ", 1907-1908 "Венок Стефанос". Работать в профессиональном театре начал в 1905, когда оформил две картины к опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в Оперной студии К. Станиславского на Поварской (режиссер Л. Сулержицкий). В 1910-1914 работал художников- оформителем в театрах В. Комиссаржевской в Петербурге и К. Незлобина в Москве («Фауст», 1912). После революции оформил сразу несколько спектаклей в разных городах: «Посадник» по трагедии А. Толстого (Малый театр, Москва, 1918), «Дон Карлос» Ф. Шиллера (БДТП етроград), «Фуэнте О веху на» Лопе де Вега (Киев, 1919).
В 1911 путешествовал в Германию, Швейцарию, Италию. В 1918-1920 был штатным художником Большого театра и в это время выполнил эскизы декораций и костюмов к опере «Парсифаль» Р. Вагнера, к балету «Пир короля», к отдельным актам оперы «Пиковая дама» и балету «Лебединой озеро» П. И. Чайковского. В тоже время работал и в других театрах: «Арина и Синяя Борода» М. Метерлинка (Показательный театр), «Пульчинелла» П. Крашенинникова (Первый районный рабочий театр) «Корневильские колокола» Р. Планкета (Московская комическая опера).
Член Профессионального союза художников- живописцев нового искусства (1918-1919) и объединения "Искусство - социалистическому строительству" 1932. Во второй половине 1920-х годов он оказался в Ростове-на-Дону, где для оперного театра оформил «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «Паяцев» Р. Леонкавалло, «Фауста» Ш. Гуно, «Гондлу» по пьесе Н. Гумилева. В конце 1920-х жил в Баку, где работал в Театре Сатирагит. После возвращения в Москву оформлял спектакли в театрах В. Комиссаржевской, МХАТе и Театр им. МГСПС. В это же время работал над спектаклем «Бабы» по К. Гольдони (МХТ 2-й), «Растеряева улица» по Н. Успенскому (Малый театр, 1929) - одна из лучших его работ. Также оформлял спектакли «Варвары» М. Горького (Новый театр, Ленинград, 1937), оперетту «Виндзорские проказницы» К. О. Николаи (Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 1940), «На дне» (Саратов, 1946) и др. Кроме того принимал участие в оформлении девяти кинофильмов.
Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее, Саратовском государственном художественном музее и других.
- Андеграунд (379)
- Западноевропейская живопись XVI - начала XX вв. коллекционного и музейного значения (408)
- Иконы (227)
- Картины для интерьера XIX-XX в. (194)
- Книги (4)
- Плакаты (14)
- Предметы интерьера и антиквариат (909)
- Русская живопись и графика XVII-XX вв. (445)
- Русское зарубежье (208)
- Советская живопись и графика (1628)
- Советская живопись музейного значения (288)
- Современные произведения (708)